— Серафима Николаевна, два политических года позади. Оглядываясь назад, как вы их оцениваете?
— Это были два тяжелых для партии года. Время проверки каждой организации, каждого коммуниста на прочность. То, что мы это выдержали и сохранили свое партийное имя и знамя, думаю, добавляет нам уважения у наших избирателей, которых невозможно купить ни за деньги, ни за килограмм риса. Ну а тех, кто поддался искушению и на выборах продал свой голос, наверняка заставят задуматься ноябрьские платежки на услуги.
Результаты волеизъявления граждан в нашем районе, конечно же далеки от ожидаемых. Выход граждан на сентябрьский референдум в районе составил в среднем 34, 3%, на ноябрьских парламентских выборах за коммунистов проголосовали 39,4% населения. Многие столь низкий процент склонны объяснять тем, что уже более двух лет наша партия находится в оппозиции. А я думаю, спрашивать нужно, прежде всего, с себя. Это мы недоработали с избирателями, не нашли нужных слов, чтобы убедить их проголосовать за нашу партию. Потому что даже после предательства Мариана Лупу на июльских выборах 2009 года мы смогли получить более 48% голосов избирателей за Партию коммунистов. Не говоря уже о 5 апреля 2009 года, когда за нас проголосовало более 56% населения района. Сдали мы позиции, что и говорить…
— Но в Резинском районе немало сильных первичек, доводилось в них бывать. Почему им не удалось переломить ситуацию?
— Да, у нас немало стабильно работающих первичек. Там, где партийные организации работают и где они заработали себе авторитет у избирателей, там и показатели от выборов к выборам сохраняются. Взять, к примеру, Сахарна Ноуэ. В этой коммуне у нас самая большая партийная организация, она состоит из 19 человек. Там никогда не было предательства, и коммунисты чувствуют ответственность за работу, которую выполняют. С 2002 года и по сей день эта организация не показывала результата ниже 50%.
— Этой организации повезло на секретаря?
— Очень многое зависит от партийных лидеров! Много лет эту первичку возглавляла Елена Палий, человек энергичный и бескомпромиссный. Эстафету от нее приняла Елена Макрий, которая сумела привлечь в организацию молодежь. К сожалению, обе из-за своей активности пострадали: были уволены с работы. Альянсу не нужны сильные соперники на периферии. А потому представители партий власти на местах стремятся сделать наших людей более уязвимыми. Но мы не привыкли пасовать перед трудностями. Мы научились побеждать даже в тех селах, откуда родом депутаты из Альянса!
Когда-то в Сыркова была очень сильная парторганизация. На учете состояло 16 человек, включая примара Ивана Ткача, который впоследствии нас предал. Прихватив с собой пятерых коммунистов — работников примэрии, он перебежал в Либерально-демократическую партию и призвал и остальных сотрудников под угрозой увольнения сделать то же самое. Но этому воспротивилась наш коммунист Тамара Лисник. Она заявила: “Мои родители были коммунистами, отказаться от партбилета значит предать их!”. Словом, как ни старались, уволить ее из примэрии не смогли. Надо сказать, тут на своем месте оказался секретарь парторганизации Михаил Санду, человек с большим жизненным опытом, который Тамару поддержал.
Так вот: небольшим числом, зато большим умением коммунисты Сыркова сумели выстроить тактику своей предвыборной борьбы и на прошедших местных выборах с треском прокатили баллотировавшегося в примары от ЛДПМ предателя Ткача. Причем в родном селе депутата от ЛДПМ Николая Олару, которому, казалось бы, и “стены” дома должны были помогать.
Они нашли подходящую кандидатуру на примара из учителей — Надежду Чебан и выдвинули ее по списку ПКРМ. Благодаря этому половина учительского состава была привлечена для работы на выборах. Село было поделено на зоны, работа добровольных помощников координировалась секретарем и одним из членов райкома партии. В результате кандидат от коммунистов впервые в этом селе одержал победу. И удалось провести в совет еще 5 коммунистов. А ведь поначалу ситуация казалась безнадежной!
— Многим ли коммунистам после выборов удалось возглавить местные администрации?
— Пятерым. И еще трое прошли в примары по нашим спискам. Это, конечно же мало, но в некоторых случаях, не имея достойного кандидата, мы предпочли сохранить авторитет первички, нежели выдвинуть слабую кандидатуру.
Так случилось в небольшом селе Перень, откуда родом депутат от ДПМ Анатолий Гилаш. Секретарем парторганизации в этом селе Людмила Гришка, бывший колхозный бригадир, работающая сейчас в торговле, у нее большой авторитет у односельчан. Примар, которого местные коммунисты выдвинули в 2007 году, их подвел. И они приняли решение упор в агитации сделать на сельских и районных советников. Тактика оказалась правильной: в итоге впервые в совете образована фракция коммунистов, с мнением наших советников считаются, они имеют реальную возможность управлять делами в селе. Все это повысило авторитет первички, и сегодня уже есть желающие ее пополнить.
— Я заметила, у вас в районной организации матриархат?
— Да, это так. Из 39 секретарей партийных организаций 25 — женщины. Многие недооценивают роль женщины в политике, ограничивая поле ее деятельности кухней. Я придерживаюсь другого мнения. У нас очень сильная женская организация. Мы регулярно проводим встречи актива женсовета, обсуждаем наболевшие проблемы. Это хороший повод присмотреться друг к другу, поучиться чему-нибудь хорошему. Я заметила: женщины менее воинственно настроены друг к другу, чем мужчины, у них хватает терпения и мудрости, чтобы добиться своей цели. И предательства среди женщин меньше.
Много лет партийную организацию Когылничень возглавляет Сидора Ботнаренко, с 2003 года — она примар села, дважды народ оказывал ей доверие. Именно о таких женщинах, как она, говорят: “коня на скаку остановит”. Так вот, до начала выборов в местные советы депутат от ЛДПМ Николай Олару поставил ей ультиматум: либо она пишет заявление о вступлении в Либерально-демократическую партию, либо оставляет пост примара. Сидора Васильевна только улыбнулась в ответ: “До выборов вы это не сможете сделать — закон не позволит, а после выборов не вам решать!”. И действительно, как не баламутили народ в этом селе посланцы Филата, народ свою волю высказал: он снова избрал Сидору! Вот такие люди представляют нашу партию.
Вы спрашивали, почему нам не удалось переломить ситуацию в районе с такими коммунистами? Видно, не хватило усилий, чтобы поработать на местах и подтянуть некоторые партийные организации до уровня лучших.
— Что вы считаете наиболее важным в партийной работе?
— Знать свой потенциал. Знать способности и возможности каждого коммуниста. На что и на кого рассчитывать в политической борьбе. Потому секретари партийных организаций у меня всегда на первом плане. Почему они у нас мало меняются? Потому что они — на своем месте! Я взяла за правило хотя бы раз в неделю созваниваться с секретарями, чтобы узнать, как у них дела и какая им нужна помощь. И если нужна, то поддержать. Связь с активом должна быть непрерывной.
Для меня очень важно бывать на всех партийных собраниях, чтобы знать, насколько партийная организация боеспособная. Во время предвыборной кампании я приняла непосредственное участие в 33 из 39 собраний первичных организаций. Стараюсь, чтобы на этих собраниях выступали все коммунисты, провоцирую их на дискуссии. И я рада, что большинство организаций у нас надежные.
— Каковы потери районной партийной организации?
— 47 человек. Среди них два члена райкома партии. Только я бы не стала называть это потерей, потому что после этой “потери” организация выросла в качестве. Сегодня при приеме в партию мы перестраховываемся, выбираем людей осторожно. Но пополнение организации идет!
К примеру, первичка в Матеуць, где примар от ЛДПМ и где нам всегда было очень тяжело работать, в этом году пополнилась четырьмя коммунистами. Впервые в совете нам удалось создать свою фракцию. И впервые в сельском совете комиссию по финансам возглавил наш человек.
Девять советников-коммунистов работают в составе городского совета, фракцию коммунистов в совете возглавил секретарь ППО №5 г.Резина Валерий Амарфий, который сразу же включился в работу. Первое, что нам удалось сделать, так это отстоять городскую гимназию, где были выпестованы все педагогические кадры Резины. Школа добротная, в советские времена была построена. Планируем туда художественную и музыкальную школы перевести.
Что касается районного совета, то именно с него у нас в районе началось предательство, и мы не смогли выбрать председателя района — коммуниста. Председателем была избрана представитель Демпартии, но решение совета было оспорено в суде. И сегодня у нас в Резине творится такая же чехарда с переносом заседаний суда, как и в муниципии Кишинев. Мы чувствуем, что на судей оказывается давление: в очередной раз заседание было перенесено на 18 января, и знаем, какая партия в рокировке фигуры председателя района заинтересована. И при этом лидеры Альянса смеют еще утверждать, что в Молдове есть демократия?
— Как вам работается в таком случае в районном совете?
— К сожалению, нам не удалось завоевать там большинство мест — фракцию коммунистов составляют 11 советников. А потому, отстаивая свою позицию, координируем свои действия с представителями других фракций, договариваясь о недостающих голосах. Кроме того, нужно еще учитывать, что два заместителя председателя района — коммунисты. Общими усилиями задолго до нового года нам удалось принять неплохой районный бюджет.
Сейчас мы ждем решения суда, чтобы объединить наши программы, потому что они во многом схожи, и далее четыре года работать на благо избирателей.
— Вы возглавляли резинскую партийную организацию более 13 лет, на прошедшей конференции передав эстафету своему более молодому коллеге Михаилу Олару. Что вы пожелали ему?
— Я пожелала ему молодой поддержки. Думаю, он с этой работой справится. У него за плечами вуз, высшая партшкола. И служба в комиссариате полиции в качестве заместителя комиссара по кадрам. Сегодня он является примаром села Цареука. Михаил хороший организатор и честный, порядочный человек. Мы, его старшие товарищи, готовы ему во всем помогать.
— Считанные дни остались до Нового года. Что огорчает вас сегодня и что радует?
— Альянс сделал нас всех заложниками своих амбиций. Не хочу говорить “политики”, потому что политикой здесь и не пахнет. А пахнет криминалом. Альянс отнял у нас чувство радости. Когда я вижу наших пенсионеров, которым нечем не то что за услуги заплатить — расплатиться в магазине за хлеб, потому что им не на что жить, у меня сердце разрывается — от бессилия.
Мы переживаем сегодня такие же тяжелые, смутные времена, какие пережила Молдова после Петру Рареша, когда те воры и бандиты, которые на 5-6 месяцев прорывались к власти, разворовывали и по кускам распродавали страну. Нас уже в нашей стране не признают как молдаван. У нас уже отняли молдавский язык. А сейчас у нас отнимают Родину. Но я радуюсь тому, что у нас есть армия наших надежных, готовых к борьбе людей. Потому что впереди у нас только одно: сопротивление. До полной победы!
Интервью взяла Мария БУИНЧУК.